Как не стать жертвой киберпреступления

Как не стать жертвой киберпреступления

С развитием технологий злоумышленники быстро освоили и виртуальное пространство. Сейчас стать жертвой мошенников стало возможным не только на улице. Проведенный анализ сообщений о преступлениях свидетельствует, что преступники активно используют различные способы завладения денежными средствами населения.

 

С какими заявлениями обращаются граждане в правоохранительные органы?

Наибольшее число обращений граждан в полицию связано с тем, что неизвестные лица представляются сотрудниками банков и при общении с жертвами указывают на то, что по их счету были проведены сомнительные операции, либо банковская карта заблокирована, в связи с чем, необходимо провести ряд манипуляций с картой под диктовкой мошенников.

 

Кто, в основном, является потерпевшим по таким делам?

Самое интересное, что люди постоянно читают о подобных случаях обмана в средствах массовой информации, думая про себя, что такого с ними никогда не случится. Но, к сожалению, количество обманутых граждан не уменьшается. Статистика показывает: жертвами становятся не только люди преклонного возраста, но и молодые люди, с высшим образованием, имеющие постоянное место работы.

 

Какие способы кибермошенничества существуют, как гражданам уберечься от таких преступных посягательств?

Преступных схем мошенничеств в настоящее время множество, рассмотрим одни из самых распространенных.

1) По телефону. Данный вид мошенничества имеет множество вариаций, которые объединяет то, что владельцу банковской карты звонят с незнакомого номера и под любым предлогом просят сообщить ее реквизиты.

В большинстве случаев злоумышленники представляются сотрудниками службы безопасности банка (фальшивый «сотрудник» извещает клиента о том, что по его карте совершена сомнительная операция, либо его карту пытались взломать и просит уточнить данные для исправления ситуации).

Телефонные мошенники всегда говорят уверенно, имеют хорошо поставленный голос, а на любой вопрос клиента имеют подготовленный ответ.

 

2) Через смс-сообщения. Данная схема имеет много общего с предыдущим способом. Разница заключается в том, что ложная информация приходит в тексте СМС-сообщения. Рассылка осуществляется с незнакомого номера, но мошенники подписываются известной компанией.

Распространенный пример подобных фейковых сообщений: «Ваша карта заблокирована. Перезвоните по номеру +7800ХХХХХХХ. Ваш Банк». Если клиент не реагирует, то преступники могут прислать повторное СМС с угрозой взыскания штрафа или комиссии. Перезвонившего просят сообщить данные карты, провести манипуляции в банкомате или интернет-банке.

 

3) Мошенничества, связанные с объявлениями. Так, мошенник звонит на абонентский номер, указанный потерпевшим в объявлении на интернет-сайте, и объясняет, что хочет приобрести товар, при этом якобы желая перевести предоплату, узнает данные банковской карты, а дальше по той известной схеме (узнает все необходимые пароли) и осуществляет списание денежных средств с карты. Либо же наоборот, мошенник подает заведомо ложное объявлении о продаже какого-либо товара, после чего требует предоплату.

 

4) Распространенной схемой аферистов также является «помощь родным». Данный способ чаще всего применяется в отношении пожилых людей, которым звонят и сообщают о том, что их близкие попали в беду. Мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов или медицинскими работниками. Они настоятельно требуют перевести деньги, угрожая необратимыми последствиями для жизни и здоровья близких.

Чтобы обезопасить себя от действий мошенников, необходимо придерживаться следующих правил:

— не сообщать конфиденциальные данные карты (срок действия, CVV-код, ПИН-код);

— подключить услугу СМС-уведомлений для контроля за счетом;

— ПИН-код хранить отдельно от карточки, прикрывать рукой клавиатуру банкомата или терминала в момент его ввода;

— никогда никому не сообщать код из СМС для подтверждения операции (сотрудники банка не вправе запрашивать данную информацию);

— немедленно блокировать карту в случае утраты, кражи или захвата ее банкоматом, а также при утере телефона с привязанным номером.

 

Раскрываются ли данные преступления, несут ли мошенники уголовную ответственность?

Да, правоохранительными органами работа в данном направлении ведется планомерно и систематически. При этом, в связи с особой спецификой данные преступления могут оставаться нераскрытыми продолжительное время, поскольку преступники, как правило, совершают их дистанционно, находясь в других субъектах РФ.

 

Что делать, если факт хищения денежных средств все же обнаружился?

Следует срочно обратиться в кредитную организацию (банк) для получения подробной выписки о движении ваших средств и заблокировать карту. У сотового оператора нужно получить детализацию соединений по номеру, на который подключена услуга «Мобильный банк», и с этими документами обратиться в полицию.

Если мошенники все же сумели завладеть вашими денежными средствами, то вопрос о привлечении их к уголовной ответственности будет решаться по нормам статьи 159 Уголовного кодекса РФ. В зависимости от тяжести совершенного преступления, предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет.

 

Уважаемые жители района, призываем быть более бдительными и внимательными к своим сбережениям, особенно хранящимся на банковских счетах, не дайте преступникам себя обмануть!

 

Помощник прокурора

Приволжского района

 

советник юстиции                                                                                               Е.Н. Фроловичев

 

По данным Информационного агентства «Российские Интернет Технологии»